Стадитрип в Берлине: встреча с «Зеленой школой»

текст Маши Варанд

Сейчас я в Берлине на коротком обучающем курсе, который курирует детский урбанист из Норвегии. Со мной здесь двое русских коллег и одна девушка из Норвегии, которая работает в городском муниципалитете в отделе  «Дети в городе».

Сегодня первый день. Мы познакомились с Ульфом Шредером, который заведует удивительной организацией Grune macht schule. Можно перевести как наша «Зеленая школа». Но эта «школа» совсем другая, это даже не школа. Это консультативный центр, который помогает городским школам преобразовывать их внутренние дворы. Дело в том, что дети часто проводят в школе целый день. Особенно дети, которые живут в небогатых районах. Поэтому школа для них – это почти что дом. А чтобы дома было как дома – важно заботиться о всей его территории. Чтобы ребенку было интересно и хорошо, чтобы эта среда стала для него родной и стимулировала развитие.


20 лет назад в Берлине все школьные дворы были покрыты асфальтом. Постепенно ситуацию начали менять, снимать асфальт, засаживать кустами и деревьями, строить детские площадки, сажать огороды и многое другое. Государство выделяет на такое важное благоустройство деньги, так что если школа решила преобразовать свой двор, она может обратиться в Grune macht schule, где ей помогут создать новую среду вокруг школы или переделать старую. Школа не должна за это никому платить. Однако если школа хочет получить новый двор, она должна понимать, что это будет экологичный проект, основанный на натуральных материалах, с посадкой кустов, деревьев, а в разработке будут принимать участие дети.


Каждый проект создается в несколько этапов и от начала до конца уходит около двух лет. Главные герои здесь – это школьные учителя и ученики. У детей никто не спрашивают, чего бы им хотелось видеть в своем дворе. Их спрашивают, чего бы им хотелось во дворе делать. И исходя из этого строится новый школьный двор. Тут может быть и печка для хлеба, и горки, и сенсорные дорожки и просто навалены камни, чтобы по ним лазать (которые при этом имеют серьезный фундамент).

После того, как с помощью Grune micht schule дети и учителя оформили в проект то, как они хотят видеть свой двор, приглашается ландшафтный архитектор. Архитектор должен уметь при этом работать и с детьми, и с учителями. Совместными усилиями коллеги создают архитектурный проект, который постепенно воплощается в жизнь.

Важно, что дети тоже могут принимать участие в его реализации. Это касается всяких оформительских работ, укладки мозаики, вырубки на деревянных деталях узоров и другой работы, которая под силу ребенку.


У нас возникло много-много вопросов к Ульфу. Буду сыпать их прямо в кучу!

– А что, если придут недовольные родители и будут говорить, что все эти деревянные конструкции им не нравятся, что они какие-то мрачные, серые. Им бы хотелось «нормальную», «веселенькую» площадку для своих детей, потому что они этого достойны.

Ульф с улыбкой ответил, что он вовсе не против пластиковых «макдональдсовых» площадок. Они классные, детям там нравится, все отлично. Но их организация не занимается такими проектами. И деньги на такие площадки они выделять не будут. Потому что в Берлине в приоритете экология и природа для детей.

 

Школьный огород

– А что с ответственностью, нормами, стандартами при строительстве площадок и тд.? 

– С нами работает страховая компания, которая обеспечивает все детские площадки и школьные дворы Берлина. Эта страховая компания – наш партнер и сопровождает каждый новый проект от начала до конца. Если в проекте, к примеру, какая-то конструкция выше, чем положено по стандартам, они нам на это укажут и мы уменьшим размеры. В случае какого-то происшествия страховая также несет всю ответственность.

Это тоже часть школьного двора

– Из какого дерева все делается?

– В основном из дуба. Это очень дорогое дерево, но ему не нужно никакое обслуживание и специальное покрытие. Мы используем середину ствола. Главное правило – древесина не должна соприкасаться с землей, тогда она прослужит долго. Мы сажаем стволы на такие металлические штыри, которые уходят в землю.

Отдельно мы обсуждали посадку деревьев, кустов и других растений. Вся эта природная зелень очень важна для детского ландшафта. Специально высаживаются деревья, способные выдержать детское с ними обращение, кусты, которые создают собой небольшие укрытия, а также всякие колючие растения с неприятными листьями и даже крапива. Мы уточнили: да, крапиву тоже сажают по плану! Это часть детства, это важный опыт. Да, есть растения, которые оставляют неприятные следы. Да, овощи растут на грядке, а не в магазине – каждый класс может убедиться в этом, «бронируя» себе одну грядку в год для выращивания на ней чего-угодно. Есть школа, где вместо огорода дети выращивают пряности. И потом на общем барбекю с гордостью используют их во время приготовления всяких блюд.

На этой фотографии сверху дети делают проект, который останется от них после окончания школы. Эти дети заканчивают школу как раз в этом году. Взрослых там не было. Дети все делали сами. А вот такой диван из бетона сделал другой класс.

 

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО: