Шведский детский мир

Саша Романова – психолог и научный сотрудник Центра исследования игры и игрушки. Сейчас Саша живет в Швеции и имеет возможность наблюдать и изучать культуру страны с точки зрения семейных ценностей. Для Kidsters Саша провела небольшое исследование и выяснила, почему именно в Швеции любят простые деревянные игрушки, спокойно выпускают книги для детей на темы какашек, секса и смерти. 

Текст Саши Романовой

В шведском языке существует емкое слово, перевести которое на русский довольно сложно. Это слово lagom. Ровно столько, сколько нужно, в самый раз. Это прилагательное используется шведами применительно к самым разным явлениям и вещам, и всегда с одобрением (сдержанным, естественно).

Скромность, неизбыточность, добротность и практичность – это то, что шведы ценят и культивируют как в себе, так и вокруг себя. Такими словами (а по-шведски одним словом – lagom) можно описать шведскую архитектуру, шведскую кухню, шведский стиль жизни, и конечно, шведские игрушки, детскую мебель, книжки и пр. Впрочем, не все.

Поскольку существует и другая важная особенность шведской культуры: помимо стремления к простоте, практичности и  предсказуемости шведы стремятся изменить мир. Эти, на первый взгляд, самые консервативные и взвешеные люди на свете, на самом деле настоящие революционеры. Швеция — страна нескончаемого и добровольного социального эксперимента. Люди в Швеции хотят меняться сами и менять других, делая жизь более комфортной, более счастливой и, что очень важно для шведов, более свободной.

Но как возникло это неожиданное сочетание сдержанности, консерватизма и стремления ко всему новому и прогрессивному и как уживаются эти два вектора в повседневной жизни шведов и их детей? Ответы нашлись на примере игрушек.

На юге Швеции в Музее современного искусства и дизайна Vandalorum недавно завершилась масштабная выставка, посвященная детской игре. Выставка в Швеции была организована вслед за нашумевшей нью-йоркской, название которой «Век ребенка» повторяет заголовок книги знаменитой шведки Эллен Кей, боровшейся в начале 20-го века за права детей и матерей.

Ellen Key.jpg

Эллен Кей, 1920-е

Главной целью шведской выставки было представить историю развития дизайна для детей на протяжении 20-го века в странах Северной Европы. Открытие экспозиции сопровождалось семинаром, участники которого рассказывали о  шведских (а также датских и норвежских) игрушках.

Alexis Westerdahl.jpg

Шведские игрушки XIX века из мастерской Alexis Westerdahl (одной из первых открывшихся в Стокгольме)

Интерес к детской игрушке как к особому предмету в Швеции, как и в других станах Европы начал возникать лишь в конце XIX века. Развиваясь первое время как штучное производство для привилегированных слоев общества, индустрия игрушек Швеции пережила скачок в начале XX века.

Появились станки (первоначально сделанные из бывших прялок), с помощью которых стало возможно массовое производство игрушек, которые до этого веками вырезались вручную.

Здесь, как в свое время и в России, первым делом была поставлена на промышленный поток народная деревянная игрушка — в том числе, знаменитая лошадка из Даларны (Dalahäst), которая впоследствии стала символом королевства Швеция.

Dala.jpg

Лошадка из Даларны – одна из первых игрушек массового производства в Швеции

1930-е годы стали поворотными как в истории самой Швеции, так и в истории шведской игрушки. Именно в этот период начала формироваться и завоевывать популярность шведская модель социалдемократии.

Разнообразные реформы коснулись всех сфер жизни и особенно повлияли на жизнь шведской семьи. Обеспечение жильем, равный доступ для детей к образованию и даже защита от пьянства – все это было частью новой политики, главной ценностью которой стало счастливое будущее, и дети, как его воплощение.

За новой идеалогией следовали и производители игрушек. Подчиняясь законам свободного рынка, который в отличие от СССР того же времени, в Швеции никто не ограничивал, производство, вместе с тем, испытывало на себе влияние идей социалдемократии. Шведские ученые, производители и родители искали новые подходы к детскому быту и игре, а игрушки из рядового товара потребления постепенно превращались  в средство воспитания, воздействия на будущее поколение.

Riktiga leksaker.jpg

Разворот оригинального издания Альвы Мюрдаль †Настоящие игрушки” 1936 года.

Одна из ключевых фигур того времени – Альва Мюрдаль. Получившая благодаря нобелевской премии общемировую известность в 1980-х годах, Мюрдаль была известным социологом, ведущим политическим и общественным деятелем Швеции в 1930-1960-е годы.

Ее совместное с мужем исследование «Кризис в проблеме населения» легло в основу социальных реформ, открывших дорогу к равенству и благополучию для детей из разных слоев населения Швеции. В  середине 1930-х годов Мюрдаль возглавила Педагогический институт дошкольного обучения, а в 1936  году она выпустила книгу «Настоящие игрушки». Манифест нового социалистического подхода к дошкольному образованию, книга была снабжена фотографиями детей самой Альвы, играющих с простыми деревянными игрушками.

Новое социальное устройство, похоже, позволило наконец соединить все разнообразие влечений шведского менталитета: и любовь к устойчивым традициям, и стремление к простоте и умеренности, и ценности свободы и  демократии, и, наконец, страсть к экспериментам.

Показательна история одного из центральных универмагов Стокгольма «Северная Компания» (Nordiska Kompaniet). Уже в 1930-е годы универмаг начинает несколько необычных проектов, соединяющих коммерческие интересы предприятия и передовые идеи просвещения того времени.

NK.JPG

Дети и взрослые наблюдают за движением электрического поезда в универмаге NK, 1940-е

В начале открывается необычная экспозиция: проект детской комнаты, созданный под влиянием учений Марии Монтессори. Пусть посетители знакомятся с новым форматом и постепенно проникаются к нему, привыкают.

Чуть позже, в том же универмаге появляется бесплатная «поликлиника для кукол», где кукол в массовом порядке чинят мастера. В 1940 году универмаг NK идет еще дальше. В связи с дефицитом в то военное время он открывает мастерскую для мальчиков по самостоятельному  изготовлению игрушек. Магазин принимает группы детей по 60 человек 3 раза в день. В то время как весь мир производит оружие, шведское общество осознанно борется за благополучие и игру ребенка.

Антивоенные идеи в сочетании со стремлением к практичности нашли свое отражение и в знаменитом проекте Лены Ларссон: игровые модули для детей, с помощью которых можно было подстраивать пространство комнаты под нужды ребенка. Лена она сделала их из ставней, висевших на каждом окне Швеции во время войны и снятых затем за ненадобностью.

Children rocking seesaw indoors (while their mothers trying clothes or go on a course in household sewing).JPG

Дети играют, пока их мамы заняты покупками или на курсах по вышиванию для домохозяек, 1950-е

Позже осознанный подход к проектированию пространств Лены Ларссон (она, например, организовывала масштабные опросы домохозяек, чтобы по-настоящему проникнуться их потребностями) стал стандартом шведского дизайна. Простота, практичность, инновационность и доступность, и все это во имя семейных ценностей и мирной счастливой жизни для каждого.

В 50-60-х годах Швеция начала испытывать заметное американское влияние. Вместе с любовью к американскому кино, моде и  фастфуду, в Швецию приходят американские игрушки. Куклы Барби и супер-герои теснят на прилавках деревянные конструкторы и плюшевых мишек. Новый стиль жизни вторгается в шведскую действительность: массовый рынок с его жестокой концуренцией, навязчивая реклама и нескончаемый поток новинок.

Напряжение растет вместе с напряжением холодного протвостояния СССР и США. И наконец, волна протестов прокатывается по всей стране в 70-е. Шведы протестуют против войны во Въетнаме, против милитаризма и диктатуры, в любом их виде, в том числе диктатуры рынка.

Demonstration.png

Социалистическая демонстрация против войны во Въетнаме, 1970-е

Для учителей и воспитатей символами этих новых угроз становятся вооруженные до зубов супер-герои для мальчиков и само воплощение идеи потребления – кукла  Барби для девочек. Они требуют вернуть детям право на игру, фантазию и мирную жизнь в будущем, право, которое, по их мнению, начинается с хороших игрушек.

Сегодня былые споры позади. В шведском обществе мирно уживаются американская мода и местные традиции. Шведов в очередной раз выручила их умеренность: немного потребления не помешает, но и верность социалистическим идеалам надо сохранять, – решили они.

Магазины работают тут максимум до 7, в субботу до 4, а в воскресенье не работают совсем, и найти в них можно самые разные игрушки. При этом в детских садах по-прежнему существует строгий отбор игрушек, здесь не встретишь игрушечного оружия или трансформеров с пушками. В то же время в повседневной жизни семьи царит полная свобода, которая в большинстве случаев выражается в покупке всех последних новинок, просмотре  американских мультфильмов и комиксов.

Micki_trains_70.jpg

Деревянный поезд MIKI, 1970 годы

 

bildspel_film.jpg

Современные игрушки MIKI, сохраняющие лучшие традиции игровых материалов, впервые предложенных в начале 20-го века Фребелем и Монтессори. Cортер, тележка с кубиками, конструктор.

И все же шведский дух игры вовсе не потерян. По-прежнему существуют и пользуются популярностью в Швеции и во всем мире лучшие и старейшие шведские игрушечные бренды, такие как Brio, Miki, Aquaplay. Их отличает простота и минималистичность форм, ориентация на развитие самостоятельной и креативной игры, опора на педагогические традиции начала XX века.

Игрушки этих фирм из года в год, из поколения в поколение остаются одними и теми же, и это совсем не смущает шведов. Любимое шведское понятие lagom как нельзя лучше подходит игре. Если есть все необходимое, зачем нужно лишнее? Простые формы, открытые радостные цвета, и самые первые и главные сюжеты: семья, забота, повседневный труд и, конечно, путешествия.

Glasberga preschool - praised as the best in environmental class.jpg

Glasberga preschool - praised as the best in environmental class1.jpg

Детский сад Glasberga в городе Södertälje, недалеко от Стокгольма

Кому-то  это покажется скучными и слишком предсказуемыми. Для них у шведов припасен сюрприз. Ведь Швеция еще и страна социальных (мирных) революционеров. За свободу самовыражения, равенство полов, освобождение от стереотипов и условностей шведы готовы жертвовать многими из своих устоявшихся и таких выверенных привычек.

bisskajs-4.jpeg

Кадр из детской программы на центральном шведском канале SVT с участием скандальных персонажей

Примеров этому множество и среди товаров для детей — начиная от детских энциклопедий, посвященных самым запретным темам, вроде смерти и секса, и заканчивая игрушками для малышей, изображающими дружелюбные какашки.

И то и другое – одинаково важные части шведской культуры, а еще предмет для национальной гордости. Шведы искренне считают, что с них бы стоило брать пример всему миру (как и положено шведам, скромно и терпеливо дожидаясь, пока это поймет мир). И если считать в жизни самым важными  качествами открытость, скромность, способность к компромиссу и твердость в достижении поставленных целей, то так оно вообще-то и есть.

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО: