Дети и программирование

Текст Катерины Бахреньковой

Наверное, даже те родители, кто сейчас запирают ноутбуки дома в шкафу, и утверждают, что вещь эта исключительно для важных, никак не детских дел, увидят, как программирование станет частью дошкольного обучения детей. И произойдёт это, похоже, совсем скоро и не так революционно, как мы можем себе вообразить в силу распространённого представления, что программирование требует исключительных способностей и особой технической оснащённости.

В некоторых уже привычных заданиях для младших детей, например, графических диктантах, нужно всего лишь изменить цель задания и просить ребёнка самого описать путь движения линий, чтобы такое упражнение стало упражнением в написании кода. Разные домашние самодельные игры, игры в дороге, для которых нужна только бумага и карандаш, тоже могут включать в себя элементы, являющиеся основами логики программирования.

Пока же у нас есть миф о сложности программирования, а также специально созданные инструменты, которые учат детей (и заодно их родителей) программированию.

Хочу рассказать о двух известных мне примерах, о которых я узнала случайно, никогда специально не интересуясь этой темой.

Впервые я прочитала о том, что программирование доступно детям и может их увлечь, в статье, посвящённой первой настольной игре для маленьких программистов «Robot Turtles» («Робо-черепахи»).

Об этой игре достаточно знать всего две вещи. Первая. Чтобы её издать, Дэн Шапиро собирал деньги на Кикстартере и собрал в 25 000 раз больше, чем запрашивал. За первый месяц продаж было продано 20 000 копий игры. Меньше чем через год игра была переиздана крупной компанией — производителем настольных игр.

Второй факт короче: эта игра настолько проста, что даже несколько разочаровывает. Об этом часто пишут в отзывах об игре, и тоже самое испытала я, купив её своим детям. Но игра стремительно обросла дополнениями и уже выпущены Галапагосские правила для более старших детей и взрослых.

Вкратце основные правила игры таковы. Перед четырьмя игровыми робо-черепахами стоит задача добраться по клеткам игрового поля до алмазов (у каждой свой алмаз), которые ведущий игру взрослый в начале игры помещает на произвольно выбранную для каждого клетку поля.

Игрок, управляющий робо-черепахой, создаёт для неё путь, выкладывая перед собой карточки-действия («шаг прямо», «поворот направо», «поворот налево»). И тут уже применяется логика программирования, так как шаг направо представляет собой два действия: «поворот направо» и «шаг прямо».

Усложнением игры являются выставленные ведущим препятствия — стена изо льда (тает после применения карточки-действия «стрелять лазером»), каменная стена (её можно только обойти), деревянный ящик (его можно только сдвинуть вперёд). При дальнейшем усложнении игры используется карточка «Лягушка» (то есть функция или процедура), которая заменяет собой определённую последовательность действий (например, три шага вперёд и поворот направо) и уменьшает количество используемых для решения задачи карточек, или же — укорачивает код программы.

Игровое поле «Robot Turtles» с заданием для розовой робо-черепахи

В игре обязательно участие более взрослого ведущего, который, по сути, является компьютером. Он проверяет правильность написанной программы, выполняя робо-черепахой действия согласно выложенным игроком карточкам, и обязательно сопровождает эти действия смешными звуками.
В игру введены компьютерные термины. Видя ошибку в том, какую карточку-команду пришлось выполнить черепашке, ребёнок может использовать карточку «баг» с изображением божьей коровки, и исправить свою ошибку. Наверняка, в игре есть и другие скрытые программерские штуки.

Вторым известным мне инструментом обучения детей (и взрослых) программированию с нуля является сайт code.org. Обучение здесь в основном с использованием компьютеров (а также планшетов и смартфонов), но есть и планы «беспроводных» уроков.

Code.org — некоммерческая организация, созданная в начале 2013 года братьями Хади и Али Партави, американцами иранского происхождения.
Доступность компьютерного обучения детям (и не только) вне зависимости от их пола, расы, национальности, достатка и страны происхождения их семей — одна из целей Code.org.

Сайт предоставляет бесплатный доступ к обучающим интерактивным программам, которые доступны так же и на русском языке в переводе волонтёров-переводчиков (и там до сих пор есть что перевести!).

Дошкольникам на этом сайте подойдёт Курс 1 — 20 часовой курс, начинающийся с тренировки перетаскивания блоков мышью и соединения их между собой. Постепенно блоки начинают включать в себя простейшие, визуально понятные команды: вверх, вниз, направо, налево, сбор нектара с цветка и так далее. Через последовательное соединение таких блоков Angry Bird добирается до хрюшки, пчела собирает нектар и относит его в улей, а человечек с карандашом рисует разные фигуры.

 

Задание из Курса 1

Для умеющих читать на сайте можно пройти 20-часовые Курс 2 (6+) и Курс 3 (8+), а более старшие дети могут тренироваться на программах-тренажёрах в рамках образовательной кампании Hour of Code («Час кода»), которая ежегодно проводится в течение одной недели в декабре и проходила с 8 по 14 декабря.

Code.org запустила кампанию Hour of Code в декабре 2013 г., и уже в 2014 г. Hour of Code стал официальным мероприятием американской Национальной недели обучения компьютерным наукам, поддержан (в том числе финансово) Марком Цукербергом и Биллом Гейтсом, приветствие участникам Hour of Code записал президент США Барак Обама.

Для Hour of Code 2014 года создана новая программа с персонажами мультфильма «Холодное сердце» Анной и Эльзой. С помощью написанных кодов они рисуют постепенно усложняющиеся узоры на льду. Иногда сайт подвисает и на нём пропадает русская версия программы, тогда можно попробовать найти её тут .

Женские персонажи тренажёра выбраны специально, чтобы мотивировать девочек заниматься программированием и техническими специальностями. Но конечно пройти эти непростые задания (для некоторых понадобится понимание, что такое угол) будет интересно не только девочкам.

Задание из «Холодного сердца»

Малое вовлечение девочек в программирование связывают с гендерными стереотипами, которые часто неосознанно определяют отношение учителей и самих девочек к возможности («сложно и непонятно для девочек») и целесообразности («всё равно выйдет замуж, родит и будет заниматься семьёй и детьми») обучения техническим специальностям.

Правозащитница Малала Юсуфзай, получившая в этом году нобелевскую премию мира, записала для code.org обращение к девочкам всего мира, в котором призвала их участвовать в «Часе кода» и в создании технологий, изменяющих мир (перевода на русский пока что нет).

Увеличение представительства в программировании людей с разным опытом и разным восприятием мира не только поможет этим людям получить востребованную специальность, возможность реализации и заработка, но и обогатит компьютерную науку. Например, недавнее исследование Университета Сассекса показало, что компьютерные игры, созданные девочками, более глубоки и оригинальны, в них используется большее количество элементов и структура их сценариев более сложна в сравнении с программами, написанными мальчиками-сверстниками.

И кстати, даты Национальной недели обучения компьютерным наукам, а соответственно и даты «Часа кода», привязаны к дате рождения (9 декабря) выдающейся американской учёной-программистки Грейс Хоппер.

В этом году «Час кода» впервые официально прошел в России с 4 по 12 декабря. Российский Час кода предлагает попробовать приложения Kodu, созданное Майкрософтом, и Ам Ням, созданное российской компанией ZeptoLab по аналогии с программами, представленными на сайте code.org. Российский Час кода поддержан Министерством образования и науки РФ и Министерством связии массовых коммуникаций РФ.
Сайт «Часа кода» — http://www.coderussia.ru .

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО: