«Мы вас слушаем»: выпуск №1 о том, как издать свою книгу

Это первый выпуск проекта бюро Kidsters и бюро Kidsters «Мы вас слушаем». Один раз в месяц мы публикуем вопросы от наших читателей на которые отвечают гуру в области детства. Задавайте свои вопросы про открытие детского сада, детские клубы, кафе, про маркетинг в области детства, про детские приложения, питание для детей, книги для детей и родителей. Полный список наших экспертов можно найти здесь. Принимаем частные и общие случаи. Пишите вопросы по адресу privet@burokidsters.ru с пометкой «Мы вас слушаем».

Вопрос от Кати Розеноер, Тель-Авив:

Я придумала серию книжек, которые развивают не только детей, но и их родителей. Серия рассчитана на возраст от 1 до 5 лет и по сути это психологическое пособие для родителей, которое прикидывается детскими книжками. Но очень хорошими, интересными и с качественными иллюстрациями. И когда родитель вместе с ребенком читают, один знакомится с возможными адекватными моделями поведения в ежедневных (обычно конфликтных) ситуациях, а другой получает опыт проживания этих ситуаций и учится понимать свои эмоции — через эмоции персонажей, которые всегда проговариваются и никогда не осуждаются.

Короче, вот у меня есть книги, которые мне страшно важно донести до большого числа людей, особенно до тех, кто не читает никакой специальной литературы по воспитанию. Производство этих книг стоит дорого (помимо меня, работают психолог, автор текстов и художник) а, я при этом хочу, чтобы продавались они дешево. То есть роялтиз моих расходов не покроют. Я даже, допустим, согласна на это, но все равно не могу понять – как мне обратиться к издательствам? Каких условий просить? Что в такой ситуации предлагать? Как оставить за собой копирайт? Если бы я начинала с англоязычного рынка, то я работала бы с одним из литературных агентств, а у нас, насколько я понимаю, агентов, работающих детскими книгами — нет (я не нашла). Каков вообще механизм взаимодействия автора и издателя в России?

Отвечает Ксения Коваленко, главный редактор издательства Аlbus corvus / Белая ворона, скандинавист-переводчик, автор троих детей.

Это очень интересный и вопрос, который я часто слышу от начинающих авторов.

Для начала можно заняться мониторингом рынка, посмотреть, что уже сделано в этой области. Какие проекты за последние 3 года пользовались спросом, а какие прошли незамеченными? Посмотрите, какое место могла бы занять в этой нише ваша книга.

Следующий шаг — напишите синопсис, указав в нем, помимо всего прочего, в чем уникальность и новизна вашего продукта и каков его потенциальный коммерческий успех. Расскажите о прежних заслугах авторов. На какую аудиторию рассчитана книга? Кому она может быть интересна? Что должно заставить человека купить ее? Особенно такого, который, как вы говорите «не читает никакой специальной литературы по воспитанию». Почему именно сейчас вы хотите ее издать? Наверное, стоит собрать рекомендации авторитетных психологов и педагогов: почему эта книга необходима именно сейчас, кто ее авторы и пр.

Также было бы здорово завести блог и рассказывать там о своем проекте. Публиковать отрывки из книги, показывать картинки, словом обкатывать будущую книгу на читателях, чтобы потом предъявить результаты потенциальному издателю. Если есть возможность, запишите видеоролик или трейлер книги. Расскажите о возможных путях продвижения книги: круглые столы, презентации и пр.

Когда все будет готово, найдите среди книг, изданных в вашей нише, самые симпатичные и близкие по духу и напишите в издательства. Или придите на стенды этих издательств на ближайшей книжной ярмарке ММКВЯ, которая пройдет в сентябре.

Я не специалист в области литературы по психологии и мне сложно судить, не видя материала, но я бы рекомендовала сузить заявленный возраст. По-моему, возрастная категория немного размыта. Что такое 1-5 лет? Обычно заявляются возрастные промежутки от 0-3 и от 3-6. Какие условия вы вправе требовать от издателя? Работа автора (или коллектива авторов) и художника обычно оценивается издательством в 12% роялти со средней отпускной цены. Посмотрите, сколько стоят в магазинах похожие книги.

Накрутка магазина или крупнооптовой сети обычно составляет от 100 до 120%. Сколько вам не жалко было бы за нее отдать за такую книгу на месте покупателя? Отнимите от розничной цены накрутку магазина, и вы поймете, какова будет ее отпускная цена. Во сколько обойдется печать (количество страниц, толщина и качество бумаги, цветность иллюстраций и пр.), доставка и гонорар авторов? Прибавьте еще 10% (издательские расходы, склад, логистика и т.п.) Каким тиражом будет издана книга? Ответив на эти вопросы, вы увидите, какова будет примерная себестоимость.

Разница между себестоимостью и отпускной ценой — это прибыль издательства. Произведя эти нехитрые расчеты вы сможете понять, насколько выгодно вам в этом участвовать.

Стандартный договор на исключительное право заключается сроком на 5 лет. Копирайт должен всегда оставаться за авторами и указываться во всех изданиях книги. Вы должны на этом настаивать.

Есть и другой сценарий. Возьмите кредит или найдите заинтересованных инвестров, которые вложат деньги в вашу книгу. Но это уже совсем другая история.

Следующий выпуск «Мы вас слушаем» выйдет 11 июля.

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО: