Евгения Михина об образовательной программе Центра современной культуры «Гараж»

Весной 2013 года на территории Центра современной культуры «Гараж» в Парке Горького открылся Образовательный центр. Некоторые программы центра уже обросли легендами, а абонементы на них разбирают задолго до начала занятий — это семейные курсы для детей и взрослых.

Мы поговорили с куратором программы Евгенией Михиной и выяснили, зачем это «Гаражу» и почему на семейные курсы выстраивается очередь. Женя работает в Центре современной культуры «Гараж» уже больше 4 лет.

Как появилась идея создания семейной образовательной программы в «Гараже»?

Вся образовательная программа — это противовес вакууму, который существует в образовании в области культуры и современного искусства. Сейчас есть два полюса образования: самообразование и профессиональное образование в профильных учебных заведениях. Между ними — полное разрежение.

Семейные занятия — это важный ресурс для общения родителей и детей. Есть ведь много кружков, в которые можно сдать ребенка и пойти по магазинам в свободные полтора часа. У нас на занятиях вы вместе с ребенком получаете знания и видите, как он мыслит, через что понимает искусство, как он достигает реализации творческой задачи.

Семейные занятия предназначены в первую очередь для детей или для родителей? Что на них изучают?

У нас сейчас уже есть много программ для всех возрастов: занятия для молодых мам с малышами до 3 лет, семейные программы, курсы для детей и подростков, образовательные модули для взрослых и многое другое.

Одни из самых востребованных — семейные курсы, на которых дети и родители занимаются вместе: изучают современное искусство, узнают историю архитектуры или учатся слушать музыку. Курсы для взрослых тематически повторяют семейные, однако теоретический материал немного сложнее.

Как устроены занятия?

Большинство занятий делятся на теорию и практику. Например, на курсах по современному искусству мы сначала рассказываем про художника, а во второй части занятия по мотивам его картин создаем свои работы. Через практические задания наши ученики незаметно для самих себя запоминают стиль художника и глубже погружаются в материал.

Практическая часть на каждом занятии очень разная: от картин из шерстяных ниток и пластилина до создания тотальных инсталляций и съемок видеоарта. Можете представить, что мы создаем на семейном курсе по архитектуре?

Чем курсы для взрослых отличаются от семейных и зачем они вообще вам нужны?

Когда мы в 2010 году запустили семейные занятия, через некоторое время взрослые без детей стали спрашивать: «Где бы нам арендовать ребенка, чтобы прийти на эти курсы?»
Поэтому весной 2012 года мы создали программу, где занимаются только взрослые. По сути, это те же самые курсы, но подача информации немного другая. Мы усложнили и дополнили теорию, при этом практика осталась такой же, как в семейных курсах.

Кто ваши преподаватели?

Для меня это всегда отдельный больной вопрос — найти человека, специалиста определенного направления — архитектора, искусствоведа или музыковеда, который еще и умеет увлекательно, кратко и точно передавать информацию детям. У многих педагогов шаблонная форма подачи информации — если возьмешь такого человека, тяжело потом с этим бороться.
У нас был яркий пример с двумя преподавателями: одна — педагог из школы, вторая — из мира музыки, профессор, преподает у студентов в консерватории.

В первом случае это было: «А теперь, детки, посмотрим с вами на вот это и вот это, и сегодня мы узнаем, что такое звуки». Во втором — человек, который говорит: «А давайте понаблюдаем с вами, послушаем, как люди читают молитвы, с какой интонацией, каким ритмом и как по-разному звучит молитва в каждой религии». Это два совершенно разных подхода, и второй мне ближе — здесь человек включается в процесс.

Все преподаватели Центра — молодые дипломированные специалисты, получившие образование в престижных западных и российских вузах и имеющие многолетний опыт работы с детьми. Преподаватели не просто «транслируют» знания, но помогают ученикам развивать личные мотивации и любопытство, расширять свое восприятие мира и раскрывать себя как личность.

На лекционной части дети сидят и слушают или могут как-то принимать участие в процессе?

Вся лекция интерактивная, с яркими примерами, заданиями и опытами. Мы используем зубную пасту при исследовании крупных пастозных мазков на картинах Ван Гога. Мы ставим с семьями опыты с лампами и цветными объектами, чтоб увидеть, что тень, рефлексы от этих объектов не серые, а цветные, как передавал это Клод Моне в своих работах, собираем пирамиды Египта из сахара-рафинада на курсе архитектуры, рассчитывая равные стороны треугольника.

Что нового появилось с запуском программ в новом пространстве?

Теперь мы можем принять больше людей. Это важно, потому что спрос на наши занятия уже превысил предложение. В этом году мы также расширили программу, добавив семейный курс «Музыка. Слушать и любить» и «Анимастудию». С этого сезона появились курсы «По следам современного искусства», «Арт-терапия» и «Архитектура. Искусство видеть» для взрослых, занятия для мам с малышами от 0 до 3 лет.

В описании архитектурного курса меня зацепила фраза: «По итогам прохождения курса слушатели получают универсальный инструментарий для применения знаний каждый день». Это как?

На самом деле, курс по архитектуре учит смотреть, обращать внимание на детали. Между «смотреть» и «видеть» такая же разница, как между «слушать» и «слышать». В архитектуре придумываешь не просто идею, но и целую стратегию по ее полной материализации, это перемещение идей из плоскости в 3D-пространство, умение мыслить несколькими плоскостями, заведомо видеть и планировать результат проекта, подключать пространственное мышление. Такие же задачи мы ставим перед детьми и взрослыми при реализации собственных проектов на практической части занятий. Стоит ли говорить о том, как это может отражаться в повседневной жизни.

Расскажите про «Арт-терапию». Я была на разовом занятии у вашего преподавателя Ани Ше, и мне очень понравилось. Но у вас тут именно курс на несколько месяцев — значит, должен быть какой-то результат по окончании.

«Арт-терапия» — психологический курс, на котором решаются важные для развития ребенка задачи: осознание и выражение своей индивидуальности, преодоление страхов, уважение и понимание уникальности других людей, взаимоотношения с родителями и др. Все это делается незаметно для ребенка — в процессе выполнения заданий с разными художественными техниками.

Аня Ше — один из лучших педагогов в этой области. Перед началом занятий мы всегда уточняем цели и ожидания каждого родителя. Например, ребенок не обладает усидчивостью, отказывается доводить начатое до конца, или закрывается и к нему сложно найти подход, или у него есть какие-то страхи — вот с этим и работаем. Сразу оговорюсь, что иногда родители искусственно формируют ту или иную проблему — порой ребенок попросту мыслит и ведет себя иначе, не так, как «должен», по мнению родителей.

Недавно мы создали дополнительные группы арт-терапии: для взрослых, и для семей. Первая семейная группа из 5 семей стартовала 21 сентября. Занятия строятся на наблюдениях и построении взаимоотношений родителей и ребенка. После каждого занятия и в детской, и в семейной группе проводятся дополнительные консультации с родителями.

Подробнее о всех курсах можно узнать у нас на сайте Центра современной культуры «Гараж».

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО: