Хороший, плохой, злой, хороший

Я в замешательстве. С тех пор, как мой сын стал взрослым 5-летним мальчиком, который осознанно выражает свою волю, совершая как хорошие, так и некрасивые поступки, я не могу понять свою родительскую роль. Я успела привыкнуть к тому, что он делает понятные мне вещи, которые я могу отслеживать, видеть в его поступках влияние моего воспитания. Он придерживает мне дверь, когда я вхожу в подъезд с его младшей сестрой в коляске, он уже не ругается, когда я прошу выждать паузу между основной едой и десертом, спокойно идет спать в 9 вечера.

Все же Эрик воспитывает свое мировосприятие, наблюдая за людьми вокруг, не только за мной — за их реальными поступками: вот уже он принес домой клише «тогда я с тобой не буду дружить», на которое сам пару недель до этого жаловался. Еще научился мелкому шантажу: «Если ты не извинишься, то я тебя не пущу домой» — сообщает мне обиженный сын. Он стал совершенно нетерпим к критике, замечания вызывают у него страшную обиду. После небольшого выговора он готов со мной разъехаться, ударить шапкой или накричать.

В отличие от Эрика я в своей жизни больше сталкиваюсь с поступками виртуальными. Подпишите петицию, расшарьте этот пост и так далее. Каждый новый ужасный раз я страшно переживаю случаи, которые демонстрируют насколько неотзывчивыми, злыми, глупыми бывают люди, раз все это происходит: в тюрьмах сидят невиновные, в больницах не хватает медикаментов, издаются глупые законы, а на нашей машине обрывают дворники. Что меня больше всего огорчает — таких людей очень много. И среди них в том числе будет дальше жить мой сын. Как не превратить свою и его жизни в постоянную борьбу добра со злом?

Я мучаюсь от своей неопределенности и не знаю, как воспитывать сына: есть ли смысл делить всех людей на «хороших» и «плохих», выделяя нас с ним как «хороших»?

Мы живем недалеко от Ленинского проспекта и часто ходим гулять в парк Дворца пионеров на Воробьевых горах. Нас от парка отделяет Ленинский, который нужно переходить по четырем светофорам: два маленьких дублера и трасса, разбитая на два перехода. Дублеры неудобно устроены так, что красный для пешеходов горит по три минуты, в то время как зеленый на основной дороге за это время гаснет дважды. Эрик знает, что дорогу можно переходить только на зеленый, но мы постоянно видим, как другие пешеходы перебегают дублер на красный — чтобы успеть перейти на зеленый следующую дорогу.

Так вот, это наглядный пример конфликта. Что, эти люди — они «злые»? Они нарушают и с ними нельзя дружить? Они наши враги? Они иллюстрируют нам с Эриком, какой разнообразный мир и люди в нем ведут себя по-разному. И я поняла, что хочу, чтобы Эрик об этом знал: все люди в мире могут себя вести как угодно. Все люди в мире могут совершать ошибки, все люди в мире могут менять свое поведения. Все люди могут вести себя по-разному. Я хочу вести себя по-разному. И главное, Эрик может вести себя по-разному.

Я хочу, чтобы он знал — совершив ошибку, он всегда может ее исправить, а не жить с ярлыком «злого», «плохого», «доброго, » «двоечника», «отличника», «опозиционера», «слабака», «художника», «мальчика с плохим аппетитом», «сладкоежки», «спортсмена», «бедняка», «богача» или кого еще угодно. Пусть он знает, что может быть каким угодно когда хочет.

Я верю, что если бы я знала в детстве, что могу рисовать, танцевать, не рисовать и не танцевать, отращивать волосы, стричься, получать двойки, тройки и пятерки, то была бы счастливее раз в сто. Я верю, что если бы все люди в мире об этом знали и получали бы поддержку от родных и друзей, то не было бы тех, кто становится злодеем и им остается навсегда. Не было бы также людей, которые в устоявшейся роли «хорошего» делают больно своим близким, а не близким – только хорошее. И наоборот – все для своих близких, а для остальных становятся врагами.

Пусть Эрик знает, что он может любить машинки сегодня, а завтра полюбит динозавров, послезавтра захочет научиться кататься на роликах, а осенью опять вернется к занятиям по шахматам. Пусть он знает, что он важен миру в любом своем проявлении.

Да, мы иногда переходим этот долгий светофор на красный.

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО: