Волонтерские программы, придуманные детьми

Весь учебный год в Детском Лектории Политехнического музея проходила программа детских волонтерских проектов «Сцепление». 16 мая организаторы программы провели ярмарку проектов: чтобы рассказать о том, что сделано за год и познакомиться с новыми людьми. Это было так интересно! Оказывается, школьники 9-12 лет сами придумывали, что они хотят изменить вокруг себя и как это можно сделать. Эти дети настолько живые и заинтересованные, что я, пожалуй, не буду ничего сочинять, а просто размещу интервью с ними:

 

«Углеродный след»
Автор: Артем 10 лет

«Наш проект нужен для того, чтобы люди с детства осознавали последствия своих поступков. Вот здесь вы можете взять журнал, вырезать из него картинку и приклеить к нам в альбом. А потом подумайте: сколько пластика мы выбрасываем каждый год? Вот, например, еда — она не вредна, но как вредна упаковка! Так что можете еду какую-нибудь вырезать и приклеить. Или корову! Нет, ну вы подумайте сколько воды нужно, чтобы вырастить корову! А еще для этого нужны деревья — значит в воздухе будет меньше кислорода и больше углекислого газа. Все должны об этом знать — нужно обязательно проводить программы по экологии в школе».

 

«Reduce, reuse, recycle»
Авторы: Аня, 11 лет, Женя, 11 лет

«Мы сначала узнали сами о раздельном сборе мусора, а теперь помогаем узнавать другим. Вот, смотрите: на этой фотографии мы сдаем пластик. Нашли по интернету, куда его выбрасывать, потом собирали пластиковые бутылки по городу и сдавали в пункты приема. У меня самой дома теперь висит 3 разных пакета для мусора, потому что я и родителей приучила к этому.
Посмотрите ближайший к вам пункт сдачи отходов вот в этом компьютере и запишите обязательно. Возьмите нашу книжечку — там написаны главные правила экологичного образа жизни. Можете свое вписать»!

 

«Дети о законах, законы о детях»
Авторы: Николай, 12 лет, Сергей, 12 лет.

«Мы узнаем мнение детей о законах. Смотрите, вот тут каждый ребенок может написать, какой закон он бы хотел. Дети должны принимать участие в разработке законов, которые их касаются. Вот больше всего нам не нравится закон о защите детей от информации. Вы знаете, что многие мультфильмы совсем неправильно оценили как взрослые? На «Вовку в тридевятом царстве» поставлен значок «12+». Да я его в три года смотрел — это же прекрасный детский мультик! В общем, этот закон нужно изменить.

 

Закон Димы Яковлева — это страшная несправедливость! Ну как же теперь эти дети должны жить в детдоме всю жизнь? Куда это годится? Госдума предлагает давать квартиры за усыновление детей — вы представляете, кто будет теперь детей усыновлять? Понятно кто – всякие корыстные люди, которые совсем не обязательно любят детей.

Вообще, это закон правильный, но непродуманный какой-то. Нужно разрешить иностранным усыновителем брать детей из России, но пусть проходят обследование в российском психдиспансере, чтобы было понятно, что они нормальные. А знаете, что снесли сельские школы и дети в деревнях остаются без образования? Должны были что-то построить вместо, но не строят ведь.
В Москве нужно больше спортивных площадок — хорошо, что сейчас их стали строить. Еще нужно сделать бесплатный проезд в метро и троллейбусе для школьников (как в Минске) — это же стимул выбираться куда-то из своего района, изучать город. Мы вот ездим по городу с 3-4 класса. Родители за нас не боятся — то ли мы, такие хорошие, то ли наши родители, то ли они просто нам доверяют.

Теперь вы нам дайте интервью — мы сейчас запишем на камеру. Это для нашего фильма».

«Animal Planet»
Авторы: Алиса, 11 лет, Соня, 11 лет, Настя 11 лет, Лиза 11 лет

«Мы помогаем бездомным животным — ищем хозяев. Нарисовали и распечатали объявления, а теперь раздаем их в школе и развешиваем у себя в районе. Пристроили пока троих, но это только начало».

 

«Social Media Marketing»
Авторы: Влад, 12 лет, Коля, 12 лет:

«Мы помогаем ребятам: продвигаем их проекты в социальных сетях. Хотим привлечь больше людей, взрослых в том числе. Вот, например, паблик «Котики и пёсики» — мы тут не только помогаем пристраивать животных, но и развлекаем участников группы: выкладываем фотографии забавных животных. В группе про детей и законы можно посмотреть фильм, в котором они все объясняют. Там уже 129 человек. Еще есть группа детских экологических проектов».

Александра Кувшинова, организатор программы «Сцепление»:

«В программу можно было попасть, просто прийдя на занятия. Занятия шли весь учебный год, раз в неделю, бесплатно. Однажды к нам пришла учительница, позвала детей из своего класса, те привели ребят из других классов, сестер, друзей.

Алгоритм программы такой: дети находят проблему, я помогаю сформулировать и сделать ее проектом, и мы изучаем эту область — фильмы, лекции, исследования по заданной детьми тематике. Потом начинается практическая деятельность.

Поначалу дети вели себя по-разному. Кто-то стеснялся и не думал, что он что-то может сделать на самом деле, но волонтерство их поменяло. На моих глазах даже совсем «бандиты» (как моя бабушка говорила), начинают читать, разговаривать нормально, помогать людям, учиться, наконец.

Волонтерство вообще меняет отношение к образованию — ты понимаешь, что учишься не за оценки, а чтобы что-то узнать и быть способным сделать. Именно по этому во многих странах в школах есть специальные волонтерские программы. Еще интересно, что когда проект уже стартовал, детям взрослые становятся не особенно-то и нужны. Дети сами со всем справляются».

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО: