Странные игры

В документальном фильме “Овеществление” (Objectified) один из интервьюируемых — именитый дизайнер Марк Ньюсон. Разговор начинается с рассказа о том, что у него недавно родился ребенок. Благодаря ему он обратил внимание на то, насколько ужасающе убоги чуть ни все вещи, составляющие детский быт. Как уродливы в большинстве своем современные коляски, стульчики и кроватки, отвечающие всем стандартам безопасности. Далее в том же трагическом духе.

Фильм вышел в 2009 году. С тех пор, как мне кажется, детьми обзавелась как минимум половина всех практикующих промдизайнеров западного мира. И все они, столкнувшись с подобной проблемой, кинулись собственноручно ее решать.

Не то чтобы нарочито дизайнерских игрушек раньше не было в природе. Но последние пару лет их количество увеличивается в геометрической прогрессии. Как правило это минималистичные, безукоризненно сработаные, экологически чистые (или по крайней мере деревянные) вещи, полные фантазии, оригинальности и честного желания сделать “как лучше”.

До того как у меня самой появился ребенок, я была уверена, что именно такими вещами будет заполнена детская моей дочери. Что весь этот современный яркий пластиковый мусор с кнопками и огнями недостоин ее. Что у нас все будет нейтральных тонов, продвинутых форм и не вызывающее отторжение даже у самых эстетически озабоченых взрослых. Что геометрия, простота, чистота и красота будут преобладать над слащавостью и мультипликационностью.

Все эти благие намерения были сломлены  двумя обстоятельствами. Во-первых, астрономическим ценообразованием. Во-вторых, тем внезапным фактом, что мой собственный ребенок, например, совершенно не заинтересовался в свое время погремушкой-прорезывателем из дерева ручной работы с насадкой хитроумной формы из органического хлопка. Зато был совершенно покорен сверкающей и жужжащей куклой диснеевского Базза Скайвокера.

Получается — я в принципе, не перестаю тяготеть ко всему этому необработанному дереву и полету креативной мысли. Но меня все чаще посещают подозрения, что дорогие дизайнеры создают все это не для детей вообще и даже не для собственных детей, а для себя.

Вот такие, скажем, наборы деревянных игрушек, с персонажами, как у Mielasiela; классическими “географическими” наборами на тему определенного города, как у Muji; волшебным лесом Pen Pencil Stencil (тут я не удержусь и озвучу цену: $275, к тому же он на данный момент весь распродан, извините). Что с ними вообще делать? Красиво расставлять на комоде, я понимаю. Но разве детей это может надолго прельстить?

Или даже ужасно милые, но слишком уж одноразовые паззлы Medio Design.

А также деревянные сборные звери Poketo, все части у которых взаимозаменимы, т.е. по идее можно собрать не просто слона, а сказочного зверя со слоновьими ушами, телом собаки и лошадиным хвостом, но на самом деле тело собаки очень мало отличается от той же лошади или ламы.

Или недавняя совсем новинка Oeuf – New York Plushies, нью-йоркская, в прямом смысле, мягкая игрушка, классические атрибуты города – желтые такси, бруклинские кирпичные дома, ужасно смешные в вязаной из шерсти альпаки версии. Но, во-первых, (опять же, озвучу) $68. Во-вторых, не знаю во сколько лет ребенок до этого чувства юмора дорастает. Хотя, с другой стороны, не знаю, важно ли это. Может ребенку будет просто приятно засыпать в обнимку с Empire State Building.

Или вот еще прекрасная, волшебная деревянная камера Twig Creative, которую я сама готова носить в виде аксессуара, но она не горит и не гудит, и ничего из нее не выскакивает с щелканьем. Это может быть все равно интересно?

 

Или швейная машинка Bella Luna, очень красивая, но при этом нисколько не функциональная?

Другое дело штуки из которых можно что-то сооружать, втыкать и ломать. Гениальный совершенно набор норвежской студии Permafrost, как назло спроектированный не для масс-маркета, а для экспозиции, олицетворяющей скандинавскую сущность.

Элегантнейшие пробковые кораблики Big Game.

Или Happy Toys, иммитация игрушек, которые рукастый родитель сам выстругивает из осины. Или и вовсе бесконечное колличество вариаций на тему машинок, специальный проект 100 дизайнеров под названием 100% Tobeus.

Eще крутая тема: игрушки частично собранные из готовых хозяйственных деталей вроде щеток и прищепок, вроде как по тому же принципу, по которому дети сами их (детали) употребили. Poorex.

Или вот Facemaker, графически безупречный конструктор для построения бесчетного количества лиц, Miller Goodman. И их же PlayShapes, деревянные формы, из которых можно сложить вообще все: города, животных, людей и машины.

Также я питаю слабость ко всем игрушкам, имеющим отношение к еде и не являющимся стандартным набором Мелиссы и Дага. Например, студия Slow Wood делает такие пирамидки-гамбургеры, в которые можно положить все: от стандартных помидоров до рыбы и морковки.

Отдельная песня – кукольные дома, которые являются по сути домами мечты любого взрослого. Или прекрасным декоративным элементом для интерьера в духе строгого минимализма, как например дом Playsam.

Hase Weiss делает свои дома модулярными и все комнаты продает по отдельности, так что конечный результат у каждого свой. Ну или совсем уж скрупулезная мини-копия идеалов всех модернистов и их творений, польской студии Miniio.

В общем, я все же склоняюсь к мысли, что чувство прекрасного придется прививать с некторым использованием неизбежной тирании. Как прививают навыки личной гигиены. Но в рамках золотой середины. Если ребенок чихает на большую часть всей этой красоты и нежно прижимает к груди Микки Мауса, пусть у него будет и Микки Маус тоже.

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО: