Про театральный «Бутон»


Завтра начнется фестиваль «Бутон» на пресс-конференции которого побывала Наталья Афанасьева — страшный театрал, журналист РИА «Новости» и, главное, мама 7-летнего Сени. Фестиваль посвящен «удивительным» театрам, что означает неакадемическим, понятным малышам и очень впечатляющих родителей. Наташа узнала кто придумал фестиваль, зачем и что на нем будет.

Чаще всего на фестивале удивительных театров «Бутон» звучат слова «любовь», «удовольствие» и «единомышленники».

А еще, применительно к детским спектаклям, которые придумывают и ставят эти «удивительные театры» почти всегда уместно прилагательное — «домашние». Не только от того, что почти все они вполне подходят для камерного, семейного, уютного просмотра. Хотя, как правило, так это и есть. Коллектив «удивительных театров» состоит обычно из нескольких человек, даже если и не связанных родственными узами, то объединенных редкой душевной близостью. Реквизит их тоже часто умещается в чемодан. Но главное то, что спектакли этих театров всегда обращены к каждому зрителю персонально, каждому они рассказывают об очень важном, делятся собственными воспоминаниями, радостью и традициями. Как в хорошем доме. И еще, особенность «удивительных» театров, которые собрал фестиваль «Бутон», в том, что родители получают не меньшее удовольствие от их спектаклей, чем дети. Одним совом, это «семейное творчество» во всех смыслах.

«Удивительные» эти театры еще и потому, что они существуют, некоторые даже по многу лет, хотя, по всем разумным приметам, их не должно быть. Живут как-то без коммерции, спонсоров, поддержки государства — на чистом энтузиазме. Надеясь на «чудо или фокус», как выразился Юрий Макеев, художественный руководитель «Театра Вкуса» — инициатор и участник «Бутона». Знающие зрители ловят их спектакли по всей Москве (своих помещении у «удивительных театров», как правило, нет), за ними подтягиваются друзья и близкие. Но большинство родителей ничего не слышали об этих театрах, и по-прежнему воспринимают поход в детский театр как неизбежное зло. Собственно для того, чтобы эту ситуацию исправить, фестиваль «Бутон» и задуман.

Он пройдет с 6 по 13 мая. За это время на разных площадках Москвы будет показано около 40 спектаклей, организовано множество мастер-классов, капустников, театральных чтений.

6 мая на открытии перед ЦДХ обещают огненную феерию, где все участники и близкие под духу коллективы устроят настоящий праздник (подробнее http://butonfestival.ru/otkritie/ ). А на закрытии, 13 мая в Музеоне нас ожидает не менее радостное шоу. Но до закрытия еще далеко.

Мы же познакомим поближе с некоторыми «удивительными» спектаклями, которые нужно непременно увидеть.

Идея организовать Первый Московский фестиваль удивительных театров пришла в голову художественному руководителю «Театра Вкуса» Юрию Макееву. Единственный в своем роде Кулинарный театр, один из немногих имеет свой собственный «особняк», который периодически становится сценой и для других.

Поплутав по переулкам в районе Лесной улице, здание «Театра вкуса» легко найти по запаху свежемолотого кофе и хлеба. Каждый входящий по традиции должен поприветствовать гуся, надеть домашние тапочки, помыть руки и пройти на кухню. Это и есть зрительный зал, а стол — сцена. С помощью муки или лука, хлеба, пряностей и собственно процесса готовки здесь рассказывают удивительные истории. Но это не кулинарное шоу. Это настоящий спектакль, где ощущения, как в произведениях Пруста или Набокова, передаются через запахи и вкусы.

Как в спектакле «Времена», рассчитанном на детей от 10 лет и «детей у которых уже есть дети». Он о детстве, о семье, это признание любви к родителям, благодарность к тому, кого уже нет с нами. Для тех, кто помладше, в программе «Бутона» заявлен семейный мастер-класс по выпеканию хлеба.

На кухне театра будут идти спектакли других коллективов.

В том числе — «Творческого объединения 9». Одно из самых ярких открытии буквально последних месяцев. Выпускники различных творческих ВУЗов — артисты, режиссеры, художники, музыканты собрались, как это принято у «удивительных» театров, потому что захотели делать то, что им близко. Следуя завету Станиславского: «Театр -это то, что происходит здесь и сейчас!» Так родился спектакль «История одного чуда»  — рождественская история, разыгранная на столе, из подручных средств и при непосредственном участии зрителей. Для самых маленьких появилась кукольная «Муха Цокотуха». И еще на фестивале состоится премьера — спектакля «Космос или на край вселенной» про мальчика, мечты и звезды.

На звезды, как оказывается, заглядываются не только нежные дети, но и прожженные, циничные серые волки — именно о таком, переживающем кризис среднего возраста волке рассказывает спектакль «Сказка о потерянном небе». Этот очень тонкий, умный и виртуозно исполненный кукольный спектакль — тоже премьера от театра формы”Трикстер«. Который состоит, по сути, из семейной пары. Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов известны большинству зрителей своим теневым спектаклем «Сказка, которая не была написана», идущим в театре «Практика». А еще они ученики и продолжатели традиций тоже семейного театра «Тень». Даже ставили там спектакль «Эпос о Лиликане», получивший «Золотую маску». Собственно, еще несколько лет назад «Тень» был в Москве уникальным «ненафталиновым» детским театром. Именно Майя Краснопольская и Илья Эпельбаум привили московским зрителям мысль, что детские спектакли — это не полтора часа муки, где родители умирают от скуки и стыда. А действо, полное чудес, фантазии, мастерства и юмора. «Трикстер» оказались очень талантливыми учениками.

Например, поставленный ими теневой моноспектакль «Фермер и великанша» умещается в одной коробке-рюкзаке. Но страсти там кипят нешуточные — актер Руслан Вольфсон отлично справляется со всеми ролями, а сюжет, основанный на шотландских сказках просто уморителен. И одинаково подойдет зрителям лет от 4-хи их родителям.

Примерно на такой же возраст рассчитаны и еще два фольклорные спектакля в программе «Бутона». Создатели «Ученого медвея» — аниматоры по специальности. Вот почему их теневые представления формально безупречны. Видно, как оттачивалось каждое движение марионеток. Все это чудесным образом соединилось с увлечение этнической музыкой и диковинными инструментами. На «Бутоне» будет показан спектакль по мотивам средневековых европейских сказок, конечно про принцев и принцесс — «Волшебное зеркало» .

А вот создатель театра «Душегреи» Рустам Каримов по первой профессии золотошвей. Его ветрепы и марионетки просто ювелирной работы, необыкновенной красоты. А материал для спектаклей «Душегреи» собирают в фольклорных экспедициях, по деревням и весям. Так получаются такие захватывающие и очень необычные истории о Кикиморе и Ванечке, как «Пастушья дудочка» .

Как говорят в театре «Будильник», потребность «нового» детского театра появилась тогда, когда подросло новое поколение родителей, которые привыкли проводить время со своими детьми и испытывать от этого удовольствие. Любой спектакль «Будильника» — это совершенно обоюдная радость и совместное переживание. На фестивале будут показаны хиты — умнейший, тончайший «У ковчега в восемь». Про трех пингвинов и голубку, которые рассуждают о боге. Несмотря на то, что это невероятно смешной и увлекательный спектакль, да еще и под живую музыку, он резвяся поднимает темы серьезнее, философские. И оказывается тоньше и важнее, чем многие «умные» произведения для взрослых.

Еще один хит «Будильника», который, впрочем уже давно живет самостоятельной жизнью — «Лафкадио», Спектакль про льва, который отстреливался, разыгран двумя американцами, закончившими студию Константина Райкина. Ну и сделан, естественно, по одноименному хиту Шела Сильверстайна — кумира уж какого поколения молодежи.

Еще очень советует не пропустить два премьерных спектакля «Будильника».

«Кораблик» — редкое у нас явление, потому что рассчитан на зрителя от 2-хлет. Он совсем без слов, только прекрасная музыка и художественные образы. Впрочем, и тем, кто значительно старше, будет интересно.

А «Сказки на здоровье», разыгранные тремя актрисами скетчи, в основу которых легли произведения современных писателей. О козявке, которой не было, потому что о ней не писали в газетах или о верблюде, который таскал из жалости лишний горб. Или о пирате, который хотел было исправиться, но так трудно человеку с воображением, себя найти в обычной, повседневной жизни.

Вот собственно, на таких «людях с воображением», которые не захотели тянуть лямку повседневности, а решили сделать жизнь захватывающим приключением, и держится фестиваль «Бутон».

Фестиваль «Бутон» пройдет с 6 по 13 мая на разных площадках Москвы.
Расписание можно найти здесь  


ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО: