Репортаж из индийской школы


Юля Эльфин преподает йогу и занимается своим магазином красивых индийских вещей. Каждый год она собирается снова оказаться в Калифорнии, но оказывается почему-то неизменно по несколько месяцев в году в Индии. “Кидстерс” попросил Юлю поделиться своими впечатлениями от посещения индийской школы в городе Джонпур, штата Уттар Прадеш. Рассказ и фотографии Юли Эльфин.

Каждый год мы с ребятами приезжаем в Индию пожить какое-то время у Гуруджи в ашраме. У Гуруджи среди учеников и друзей есть много интересных людей. В этот раз один из них, директор колледжа, пригласил нас посетить местную школу.

Сначала нас привезли в колледж, там учатся ребята постарше. Красивая территория, вся украшенная цветами — не верится, что такое возможно в самом центре пыльного и грязного маленького индийского города. Занятий не было, девочки улыбались и прятались друг за друга в коридоре, никто не решался заговорить с нами по-английски. Хотя учителя настаивали, хотели продемонстрировать нам результаты своей работы и знания студентов. Но не получилось.


Юля – блондинка в черном платье с золотом и красным шарфом

Классы были пустые, в них мы даже не успели войти. Сфотографировались со всеми на улице и поехали дальше.
По пути в машине директор колледжа пытался узнать наше мнение о его учреждении, но мнения пока никакого не сложилось, так как увидели мы к тому времени ещё слишком мало.

Сам директор по-английски говорил довольно плохо, зато много шутил и сам же смеялся, радуясь тому, что кто-то из нас понимает ещё и хинди.

Когда мы приехали в школу к детям помладше, во дворе никого не было, шли уроки. Первое, что мы увидели, это плакаты на стене, все на английском, посвященные дню науки, дню Святого Валентина и праздникам Индии. На последнем плакате рассказывалось о праздниках разных религий: о христианском Рождестве, мусульманском празднике разговения Ид аль-Фитр (Ураза Байрам), главном празднике сикхов и непосредственно об индуистском празднике огней Дивали.

Нас встретила директор школы в красивом сари и на безупречном английском пригласила пройти посмотреть, как учатся дети. Совсем маленьких в школе не было, так как была суббота. Нам показали их пустые классы, больше похожие на игровые комнаты. Ведь в школу дети в Индии начинают ходить совсем с раннего возраста: сначала дошкольное обязательное образование, потом 10 лет общей школы и ещё 2 года в старших классах.

С огромными портфелями, часто вполовину их собственного роста, на улицах Индии всегда можно встретить и совсем малышей. Мы с радостью уселись на маленькие стульчики, рассматривали игрушки и веселились.

Всё было такое яркое и красочное, что настроение как-то само собой улучшилось, наступила даже лёгкая эйфория, мы фотографировались, смеялись и двигаться дальше не хотелось. Директор школы любезно, но строго пригласила нас пройти в следующую комнату.

Там с помощью проектора на доску выводились слайды с изображением английского алфавита под веселую песенку, которую мы прослушали всю до конца – “A” for apple и далее не всегда очевидные соотношения букв и предметов. Стулья в этом классе тоже были разноцветные, с вырезанными фруктами и героями американских мультфильмов.

В следующем классе мы зашли прямо на урок. Дети прилежно встали, поприветствовали нас и так и не садились несколько минут, пока учительница их не попросила. Мы поприветствовали всех индийским намасте, они нам отвечали английским «хэллоу».

Сами классы небольшие — человек 10-15. До 8-го класса мальчики и девочки учатся вместе, а с 8-го класса уже по отдельности. Девочки остаются в этом же здании с малышами, а мальчики учатся в другом здании — через дорогу, но сейчас для них строится одна большая новая школа, чтобы все были вместе.

Завуч рассказывает, что многие родители против такого объединения, хотят, чтобы девочки всё равно учились отдельно. В маленьких городах всё-таки ещё достаточно сильны традиции. В Дели и других больших городах есть смешанные школы и когда-нибудь они все такими станут, но пока так.

Так мы заходили ещё в несколько классов и везде учителя прерывали свои уроки, но самым классным и странным как всегда оказался учитель математики, который, поприветствовав нас, продолжил объяснять урок и что-то писать на доске, ни на кого не отвлекаясь.

В одном из классов детей попросили для нас что-нибудь исполнить и они спели «We shall overcome»: куплет на английском, а потом куплет на хинди. Это было как-то очень трогательно, у меня даже мурашки по коже побежали.

В другом классе дети застеснялись что-либо исполнять и вышел учитель, который стал на санскрите цитировать нам шлоки из Бхагават-гиты. Мы в ответ хором исполнили мантры из Яджур-веды.

На уроке науки, который представляет собой в Индии смесь биологии, химии, физики и географии, директор, представив нас как гостей из Москвы, попросила детей назвать страну, столицей которой является этот город. Дети замялись, и ей самой пришлось спасать ситуацию: «Помните, был СССР, потом они разделились и — вы же изучали?».

Я бы и дальше пошла по урокам и с удовольствием посидела бы на них, но нас позвали вниз — там построились несколько младших классов, чтобы с нами сфотографироваться.

После того, как официальная часть закончилась, нас пригласили в учительскую, угостили местными сладостями и орешками, напоили газировкой. Разговаривала с нами всё та же женщина-директор с идеальным английским, рядом с ней даже как-то неловко себя чувствуешь после многомесячной привычки к хинглишу — хинди-английскому.


Директор старшей школы

Директор колледжа сидел там же, под портретом Махатмы Ганди, и просто улыбался. Мы задали несколько вопросов про систему оценок и классов.


Директор коллежда

Учатся дети в школе 12 классов, каждые 2 месяца аттестация — в основном в виде тестов со стобальной системой оценки. Итоговая оценка составляется на 20% из того, что наработалось в классе во время учебного года, и на 80% из результатов экзамена. В подробности мы не углублялись, всех больше поразил глобус с надписями на хинди.

Перекусив, вместе с директором колледжа нас повезли обратно к Гуру, перед которым он и отчитался: дети счастливы, мы счастливы и накормлены — все довольны. На следующее утро две газеты написали про посещение русскими гостями местной школы в новостях.

Жаль, что мы не посмотрели столовую.

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО: