Научный разговор с Сергеем Гилем

Фотографии Наташи Корзановой

В октябре в галерее Гараж проходила серия конференций TEDxKIDS, посвященная детям, мечтам и обучению. Редакция Кидстерс побывала на второй конференции и осталась под сильным впечатлением от выступавшего в промежутках между основными участниками ведущего Сергея Гиля.

Он смело прерывал взрослых ораторов, представителей разных образовательных программ, когда они превращались в скучных лекторов для засыпания на задней парте, и возвращал их к теме конференции. Детей, которые волновались во время презентаций, он наоборот – подбадривал и помогал. В общем, после конференции нам не удалось познакомиться с Сергеем, так как к нему выстроилась реальная очередь из желающих. Спустя несколько недель мы сделали с Сергеем интервью.

Готовясь ко встрече, мы выяснили, что Сергей Гиль – доктор педагогических наук, профессор, начальник управления образования и инноваций Центросоюза России, руководитель проекта «Карьера в России».

У вас есть дети?

Да, у меня дочь. Ей 21 год.

Сергей выкладывает на стол брошюру с молодыми ребятами на обложке.

Что это такое?

Это наше научное объединение, которое мы создали 7 лет назад. Это сообщество ученых, которые занимаются темой детей и подростков в двух аспектах: дети, которые попадают в трудные жизненные ситуации, и развитие детей в целом.

Прямо вот наукой занимаетесь?

Кандидатские и докторские на все эти темы мы уже написали и защитили, теперь мы занимаемся конкретными проектами. У нас очень жесткий спектр, то есть мы не размываемся. Есть две темы: помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации — и вторая, она, скорее, связана с личностным ростом, но мы упаковали ее в карьерное развитие, потому что все-таки нам нужно соответствовать современным тенденциям. На фоне безумного количества школ личного роста, развития и всего остального мы поняли — нет, конкурировать не будем. Мы выбрали карьерный рост.

Вы просто оказываете бесплатные услуги по консультированию подростков в карьерном росте?

Мы не бесплатные. В силу того, что мы самодостаточные наглые ученые, мы делаем все это как самодостаточные проекты. Более того, честно говорю: проверили — бесплатные услуги дают очень плохой эффект.

Это не государственная структура?

Абсолютно.

А вас не обозвали сектой?

Это вас, коллеги, могут обзывать сектой. Хотя в нашей культуре, всякого, кто самостоятельно и целенаправленно делает свое дело в сообществе с единомышленниками, можно будет легко отнести к секте.

Поэтому мы готовы услышать про себя разное. Но делаем только одно — то, что полезно для жизни детей и подростков, и контролируем это как ученые, представляя результаты своего труда широкой общественности.

Организация создана по вашей личной инициативе?

И при помощи друзей.

А зачем вам все это?

Я просто хочу сделать в науке и в реальной практике работы с детьми и молодежью все, что могу. Рамки госсистемы для этого, увы, не совсем подходящи.

Откуда вы взяли деньги?

А голова зачем? Мы этому детей и учим — иди и делай то, что ты умеешь делать лучше всего. Эту идею мы и продвигаем.

Вы искренне хотите помочь детям?

Нет, я искренне делаю то, что умею делать лучше всего. А то, что я лучше всего делаю — это работа с молодыми людьми. Я просто этим всю жизнь занимаюсь, я доктор педагогических наук. То есть все, что я в своей жизни делал, на самом деле было основано на школе комсомольского актива. В городе Омске, где я жил и рос, была одна из лучших школ комсомольского актива в Союзе.

А что такое «школа комсомольского актива»? Я из другого поколения.

В конце 70-х был очень интересный этап развития общественных движений: искали новые модели развития в стране коммунизма. И тогда возник вопрос, как сгенерировать колоссальные массы креативных, талантливых сильных людей, способных создавать коммунизм.

И вот появляется гениальная совершенно вещь. Вы, наверное, о такой не слышали даже — КТД. Расшифровывается так: коллективное творческое дело. Это модель коммунарского воспитания, написанная великим советским педагогом Игорем Ивановым. Гениальная штука, на самом деле. Простая как песня, вышибает даже модель стратегического менеджмента американскую. В американской пять функций, а в КТД — шесть.

Иванов Игорь Петрович, основоположник КТД

КТД построена на очень простом принципе: сами придумываем, сами планируем, сами делаем, сами анализируем, сами получаем удовлетворение и сами спрашиваем друг друга, чего хотим дальше. КТД была окрашена в романтические краски самоорганизации и клубности — коммун. Коммунары заботились о своей жизни и жизни ближайшего сообщества, делая все, что может быть полезным людям. Вот вспомните, «Тимур и его команда». А в КТД — это целая система управления жизнью коммуны, коллектива, который занят важным и полезным делом — улучшением окружающей жизни. В этой схеме сформулировался очень важный тезис действенной заботы о родине, не в формате военных подвигов, а в формате текущей жизни.

Это в рамках всей жизни?

В рамках объединения, в рамках чего угодно — это клубная модель.

Расскажите с начала. В Омске вы занимались в этой комсомольской школе.

В 14 лет меня послали в школу комсомольского актива. В Омске это была концептуальная школа. Она была построена с учетом КТД, учитывая все знания психологии — основы организации, основы планирования, проведения мероприятий, управления и т.д. У нас было 24 дня. За это время мы должны были прожить весь годовой цикл нашей организации. Мы все это сделали, вернулись в наши обычные школы с взъерошенными волосами, сделали отчет о проделанной работе.

Вас это все вдохновляло?

Послушайте, мы же не занимались идеологией. Мы занимались своей жизнью. Вы что, правда думаете, что все жили ради идеологии? Нет, когда умер Леонид Ильич Брежнев, у всех было ощущение неминуемой войны — это правда. Но в целом — нет, мы занимались просто своей жизнью.

Что дальше с вами происходило?

После школы был истфак Омского университета. Потом — служба в Советской армии. Потом снова истфак и возвращение в школу комсомольского актива комиссаром, то есть вожатым и педагогом.

С 1987 года почти каждый август мы организуем блестящие многосуточные тренинги. Сначала в Омске, потом в Москве, теперь в Геленджике, Кургане.

В чем фишка КТД — это такая саморазвивающаяся машина. У Карла Маркса есть хороший закон — закон всевозрастающих потребностей. Когда человек чего-то получает и удовлетворяется, ему нужно еще. В модели КТД этот закон заложен. Как только мы чего-то сделали, чего-то придумали — мы хотим нового.

Этот педагог Иванов организовал детские клубы по этому принципу. И они там реально занялись очень интересной социальной деятельностью. Но они вляпались в конфликт с идеологией. В Советском Союзе была статья в конституции, которая предполагала, что только одна сила — коммунистическая партия — имеет право определять приоритеты идеологии. А эти дети занимались обустройством окружающей жизни, и поэтому хотели претендовать на решение того, чего не надо. То есть, Иванова не расстреляли, но всю его модель коммунарского воспитания похерили.

Но мы не знали, что Иванова похерили, и просто пользовались этой темой и благополучно все делали: сначала школа – мы получили, все что хотели. У нас был совершенно гениальный, сумасшедший комитет комсомола. Просто запредельный. В Омске они реально все такие. Потом истфак Омского университета, а омский истфак — это кузница идейных кадров.

Поскольку в школе комсомольского актива мы были детьми, то у нас было понятие «комиссары». Это такие ребята, вожатые, которые выполняли миссию взращивания комсомольских активистов. Потом в 87 году, после того, как я пришел из армии, моя будущая жена забрала меня туда работать. Все. Каждый август, начиная с 87 года, мы организовывали на 200 детей такие сумасшедшие 24-суточные тренинги.

В чем был их смысл?

Если вам сказать обыкновенным нормальным языком, то мы занимались содействием самореализации современных молодых людей. Вот и все.

Звучит очень научно.

Да ладно. А как бы вы сказали?

Ну, мы помогали детям…

Нет, мы не помогали. Это вообще очень плохое слово — помогать. Я сейчас вам скажу подпольный слоган нашей организации «Карьера в России». То есть, официальный наш слоган это «Примени себя с пользой», а неофициальный — «Волшебный пендель».

По-моему, это то же самое, что вдохновение, воодушевление человека.

Нет. Почему слово «самореализация» хорошее — это когда ты понимаешь, чего ты можешь делать сам. Вдохновение — это когда ты мог зажечься, у тебя поперло что-то, но на самом деле ты не знаешь, чем ты располагаешь, и все твои надежды могут обрушиться, когда ты начнешь все это делать.

Понимаете, в чем фишка, и вообще, почему мы к этой теме шли: когда мы начали работать как взрослые педагоги в этой школе комсомольского актива, мы точно просекли, что есть «эффект розовых очков». Тогда как раз очень обвиняли комсомол, что они собираются на свои тусовочные школы, собрания, потом вдохновляют всех, розовые очки надевают. «Эффект розовых очков» — это эффект временного закрытого пространства, когда ты начинаешь думать, что весь мир прекрасен, так же, как и окружающие люди. А любой временный коллектив хорош тем, что там каждый может делать то, что он в принципе делать не должен. Такой «эффект вагона купе» — поболтали с человеком, рассказали ему всю свою жизнь ровно потому, что никогда с ним больше не увидитесь.

Поэтому, когда мы начали работать в некомсомольские времена, мы поняли, что надевать розовые очки нельзя. Более того, есть такой американский психолог Уильям Глассер. У него есть книга «Школа без неудачников». И он основоположник такой психотерапии — терапии реальностью. Это очень интересно и очень просто. Собственно, в этом контексте мы и работаем.

У всего того, что мы делаем, есть теоретическая конструкция — она держится на гуманистической психологии, на очень точной философии самореализации.

Это как раз те темы, которые вы изучали, защищали по ним диссертации и становились профессором?

Да, это то, что меня вдохновляет. И еще наша конструкция базируется на технологии коллективной творческой деятельности, разработанной еще в Советском союзе. Основной ее посыл такой: дети и молодые люди должны делать то, что им интересно, с полной ответственностью за то, что они сделают.

Мы долго мучились вопросом, как все вот это вот применить. В итоге взяли и упаковали в самый понятный для нынешнего поколения молодых людей формат — карьера. Но посыл простой: примени себя с пользой.

Так откуда вы людей берете? На улице, что ли?

И там тоже. Из-за того, что мы хотим быть устойчивым проектом, у нас есть точная структура того, что мы делаем. Мы делаем две событийные штуки в году, мы делаем одну профессиональную встречу и одну для молодых людей в формате «волшебного пенделя». Мы их зазываем, пишем письма губернаторам — потому что мы работаем в формате всей страны. Сначала они отвечают, что у них нет денег. Потом пишут, что слишком поздно предупредили, потом — предупредите заранее, потом еще что-то. Нормальный спокойный такой процесс.

Как у вас руки не опускаются работать с такой системой?

Так это же не основная работа. Это любимое дитя.

Это коммерческий проект все-таки или гуманитарный?

Не тянет на коммерческий. В ноль уходим. Это то, чего мы все-таки добились — мы уходим в ноль. При всем при том, что у меня команда тренеров стоит миллион рублей. И это по дружеским ценам.

Все это российские специалисты?

Да, конечно. Нам зарубежные не полезны – они не смогут объяснить реалии России и подсказать, как применить себя здесь.

Что для вас является результатом ваших проектов?

Наш продукт — это вещь высокотехнологичная, поэтому у нас очень точный результат. Это спокойные молодые люди, которые уезжают без сумасшедшего ажиотажа с пониманием того, что они могут сделать сами.

А дальше что с ними происходит? Вы об этом знаете?

Нет, это не моя задача.

Вам лично было бы приятно узнать, что кто-то из ваших студентов нашел себя в каком-то деле?

Да. Они переписываются, и что-то до нас доходит. Но мы не занимаемся сбором такой информации.

Почему? Это же говорит об эффективности вашей системы.

Нет. Мы занимаемся изучением вопроса уже 20 лет, я точно знаю законы влияния временного коллектива и временного проекта. По большому счету, что можно дать человеку: вдохновить, показав, чего он реально может достичь, либо дать ему возможность побыть в хорошем сообществе, получить удовольствие от происходящего, либо можно испортить картину мира, создав ложные ожидания. Надеть те самые «розовые очки», пообещав ему, что завтра у него будет счастье. А у него не будет счастья. Потому что у него нет средств и желания его достигать. Поэтому мы построили технологию таким образом, что к 5-му дню нашего проекта мы все эти ожидания обрезаем. Человек должен быть адекватен сам себе и делать только то, что он может делать.

А вы сами когда-нибудь проходили такие практики, когда речь шла об этих ложных ожиданиях, розовых очках и тд?

Тут понимаете, важно же, чтобы человеку с собой повезло. Так вот мне с собой повезло.

Смеемся.

Нет, ну я не виноват. Если это мне дали родители, то я тут при чем?

А что вам дали родители?

Моей маме 81. Я третий ребенок в семье. Она родилась в Польше, 9 лет училась в Польше, потом оказалась в Советском Союзе в 1939 году, в 41-м году уже жила в Германии. Так вышло, что она родилась в отчужденной зоне, которая была освобождена после Первой мировой войны и в 41 году была опять захвачена.В 45-м году мама узнала, что она враг народа, и ее сослали в Сибирь. Так вот, моя мама, при том, что успела получить только 3 класса польского образования, вырастила нас всех троих сыновей. У нас у всех блестящее образование, музыкальные школы и секции, песни, пляски и так далее.

А что конкретно? Вот вы описали общую картину.

Мама дала мне картину мира.

Чем она отличалась от всех остальных? Как это выражалась в мелочах?

Очень просто. Мама пришла ко мне в пятом классе и сказала: «Ты знаешь, я теперь тобой заниматься не могу (у нас там была проблема в семье), и теперь вся твоя учеба лежит на твоих плечах». Мама даже не знала улицы, где я учился в Омске в университете.

То есть, вы просто самостоятельным стали очень рано, таким осознанным взрослым.

Да, конечно, и продолжаю им становиться при поддержке моих любимых женщин.

А как вы поступили в этом смысле со своей дочерью?

Очень просто. У нее сейчас суровый период Она собирается выйти замуж, и перед ней поставлен вопрос, который она должна решить, — где и на что она будет жить.

А конкретно, какие приемы в воспитании вы использовали или действовали интуитивно?

Вы такие вопросы странные задаете, Маша. Я их побаиваюсь.

Вы просто отвечайте. (Смеется).

Не могу. Потому что они все частичные.

А мне кажется, я довольно «широкие» вопросы задаю.

Не-а. Да законы простые: люби своего ребенка и давай ему ответственность за все, что он может делать сам.

А в чем давать эту ответственность?

Во всем. Мы когда родили свою дочь, родители от нас уехали в Нижний Новгород. Мы принесли дочь из роддома, распаковали — там на пузе был штамп роддома № 9. Отпечатался от браслета на руке, который надевали всем новорожденным. Я пошел два часа гулять один, потому что у меня был срыв.

Так вот, в первую ночь жена попыталась поспать вместе с дочкой в ее комнате — пришла ко мне среди ночи и говорит: «Ты знаешь, она так храпит! Она так кряхтит. Я не могу с ней спать». Все. И со второй ночи наш ребенок живет самостоятельной жизнью. Ровно в 9 она засыпала, в 2 ночи она просыпалась, ела и в 8 уже просыпалась окончательно.

Откуда у вас такой стержень?

Какой?

Я так понимаю, что у вас есть ощущение, что с вами все в порядке. (Смеется)

В общем, да. Нам с женой друг с другом очень повезло. Ну и ребенок к нам такой пришел. Я считаю, что человеку должно повезти с самим собой, а потом со всеми остальными.

Хочется от вас как-то получить кусочек этого самоощущения.

Так мы и делаем все наши проекты от того, что у нас есть это ментальное ощущение счастья.

Мне написала одна барышня из Калининграда, где вот у нас сейчас было событие. Она говорит, что мне не близко это ощущение коллективной близости, о которой мы говорим, но чувство уверенности, которое я приобрела там – оно колоссально. Я не все могу делать, но я уверена в том, что я могу делать.

Когда человек себя реализует, можно назвать его счастливым?

Да.

Cейчас очень много книг выходит на тему счастья, американские университеты изучают это состояние и выдают новые интересные факты.

Простите, но я в этой теме примитивен. Дело в том, что мне, видимо, повезло cо школой и с людьми. У меня устойчивое понятие счастья. Поэтому я в теорию поиска счастья не очень верю.

Я, слушая вас, вспомнила одно научное исследование, которое показало, что уровень счастья — это врожденная величина. И мне кажется, что у вас при рождении просто такой повышенный уровень счастья.

Наверное, да. Есть определенные вещи, которые заданы по наследству. Но при этом в жизни каждого из нас существуют контр-точки, когда у нас есть возможность посмотреть на себя самого в контексте чужой славы и чужого счастья. И сделать вывод: либо жизнь тебя, сволочь, обделила, либо все-таки у тебя есть шанс.

(смеемся)

Но это же по инерции происходит, мы сравниваем себя, просто не замечая этого.

Нет. У меня был такой опыт с супругой. Она работала в ЦИКе “Единой России”, и в свое время был такой заказ — нужно было обучать лидеров Единой России гуманитарным политтехнологиям, это было в 2006 году. Блин, к чему я это? Забыл, к чему я это хотел сказать. Задайте еще раз вопрос.

А, вспомнил. Так вот, после этого мы должны были обучать людей из движения “Наши”. И в нашей команде были люди с американским образованием, для которых это было немыслимо. Они говорили: «Ты что! Да мы не пойдем к этим профашистам!». Я им отвечал: «А вы не предполагаете, что мы можем оказаться единственными людьми в их жизни, кто им расскажет про добро?». В итоге мы согласовали концепцию и пошли их обучать. Со многими из них я сейчас переписываюсь.

Расскажите про ваши конференции Tedx, которые проходили в «Гараже». Я была на первой конференции и там был мужчина, который рассказывал про Великую отечественную войну и что основой для наших детей сейчас должна быть память об этой войне и все в таком духе. Мн-да.

Фото со второй конференции TEDxKids в галерее “Гараж”

Я там выступаю как ведущий, который соединяет выступающих. Я не знаю ораторов до того, как они приходят на конференцию. В прошлый раз нам очень повезло, и выступал великолепный Митя Привалов. Мальчик 7-ми лет, который рассказывал про динозавров. Мы плакали!

Здесь вопрос не в счастье, а в том, что людям нужно давать разные рамки. Пусть выбирают.

Что это значит?

Когда вы увидели этих людей, вы увидели, что им задали рамку. Они в нее вписались. Тут пришел сволочь Гиль и сказал: «Ребята, у вас неправильная рамка. Давайте попробуем использовать другую». В любом случае они будут знать, что существует другая рамка. То же самое по поводу счастья — надо показывать другие форматы, другие стандарты. А дальше пусть каждый сам выбирает, чего ему хочется.

У нас в практике был такой случай. К нам в проект попали 100 человек, у которых не было никаких задач для прохождения тренинга – они попали к нам буквально случайно, нам их “прислали”. Так вот, 70 из них нам пришлось выгнать на 3-й день. Потому что они выли, кричали — отпустите нас домой, пожалуйста. Мы не знали вас до этого, знать не хотим и не будем. Мы как окучивали грядку, так и будем ее всю жизнь окучивать. Зато она наша, родная грядка.

Это произошло, потому что у них метр маленький. Вот у вас метр — полтора метра, а у них — 2 сантиметра. Инструментария не хватает. Поэтому мы больше не берем неподготовленных людей. К нам приходят лишь те, кто знает, зачем идет.

Ну а что нам делать со своими детьми, чтобы у них был большой метр?

Расширять картину мира. У нас самая зрелищная часть проекта — это гео-шоу. Все участники показывают шоу своего региона, кто как может. Кто презентации делает, кто пляшет и поет песни, а якуты однажды притащили свой хомыс (нечто типа гигантского варгана, который издает потрясающий звук — ред.) и оделись в национальные костюмы. Оказывается, наши дети не знают, чем отличаются 85 субъектов Российской Федерации и тихо начинают охреневать от этого — ох, блин, тут, оказывается, так интересно!

То есть, просто нужно побольше с детьми путешествовать?

Необязательно. Главное, чтобы они много встречались с людьми. С разными людьми. Мне в силу профессии приходится много ездить, и для меня путешествовать – это хорошо. Я знаю, как живет страна.

Вот, к примеру, вы знали, что в Астрахани было 95 мечетей и 38 церквей. И когда мы приехали на конференцию в Астрахань, то места на всех участников не хватало в гостиницах, и нас поселили в мусульманской части города. Так вот, там ранним утром начинались песнопения и все наши ребята потом делились — что нас прямо выносило на балкон, прямо тянуло. Я до этого никогда ничего такого не слышал. Такое звучание завораживающее. А-фи-геть!

Или вот вы знали, что в Вологодской области стоят монастыри начала 15 века с росписью Дионисия под охраной Юнеско. Так вот в этих монастырях золота не просто много, а там даже до сих пор какие-то золоченые ворота и картины просто запредельные. И мы спрашиваем, как вам все это удалось сохранить? И они говорят, что когда пришли большевики в 1917 году, то сторож монастыря вышел и сказал им: «Не ходите сюда, мужики». И все. И больше туда никто не ходил. Все ценности сохранены. Для нас с вами. Так вот, все это должно быть увидено детьми.

Мою картину мира больше расширяют примеры конкретных людей.

Хорошо. А вы знаете, что в Ульяновске живут самые наглые дизайнеры страны, которые продают свои проекты по всему миру? Была история в Форбсе про юношу, который хотел жениться на одной барышне. Папа ее ему сказал, что не отдаст дочку, пока тот не станет состоятельным. У него была маленькая компьютерная компания и он разработал формат самого эффективного интернет-магазина. Продал их 30 тыс. штук в мире. Все. Он один из самых богатых людей нашей страны. Никуда не уезжает, у него все хорошо. И таких примеров очень много.

А чем детей-то можно вдохновлять? Им все эти достижения непонятны. Вот 4-х, 5-летних детей.

Им просто нужно заниматься. Чтобы много рисовали, играли, занимался физической активностью. Есть прекрасное выступление Кена Робинсона на Ted, посмотрите. Там он рассказывает, что сейчас есть такая тенденция: на детском саду может быть написано, что-то типа «Университет начинается с детского сада». Так вот, университет начинается с университета, а детский сад с детского сада. Представляете, что тогда было бы, если в детский сад детей отбирали как в университет: «И чего ты уже достиг к своим 36 месяцам бесцельной жизни? Мало того, что 6 месяцев провисел на груди у матери, так еще и говорить толком не можешь?». Это же абсурд.


Выступление Кена Робинсона

В школах Америки очень много физкультуры. Но физкультуры как развития. Это новые уроки каждый день. Им никто не показывает, что нужно играть в бадминтон, они в него и так играют. Система образования построена таким образом, что в школе учат тому, чему должны научить в школе, и ничего сверху. Обществознание, история, математика, много языка, физкультура и мало заданий на дом. И много-много событий, клубов после уроков.

Я в ужасе от того, что моему сыну придется учиться в какой-то московской школе. Я не знаю в какой, но меня это страшно пугает. У вас с дочкой как вопрос школы решился?

Я переехал в Москву 2001 году, и нам по дружбе предложили какую-то лужковскую школу в Сокольниках. В общем, через полгода мы со скандалом забрали ребенка из этой школы. Я поспрашивал друзей, и они нашли школу «здоровую» в Сокольниках, где учится «Спартак» (здоровые мужики со всей страны). То есть, главный принцип этой школы — гендерный баланс. Образования, естественно, минимум, но атмосфера абсолютно здоровая!

(Смеемся)

То есть, мы ее благополучно и закончили.

Таким образом, вы прислушиваетесь к дочке в этом плане?

Не знаю, нам сейчас кажется, что мы ее прослушали. Сейчас, заканчивая РГГУ, она говорит, что могла бы стать прекрасным медиком. Ей было страшно самой себе признаться в том, что ей очень нравится биология.

Наташа Корзанова: А вы знаете, что вы очень похожи на Карлсона?

Да, знаю. Друг спас друга. Есть такое.

Отрывок из книги Уильяма Глассера “Школа без неудачников” можно прочитать здесь.
На английском языке книга продается здесь.

Спасибо Евгении Михиной за помощь в организации встречи, Маше Тростниковой за помощь в работе над публикацией.

Видео с конференций TEDxKids, о которых шла речь в заметке, еще не появились на официальном канале TED, но кураторы обещали нам скоро выложить смонтированные ролики с выступлениями детей. Мы отдельно дадим на них ссылки.

2 Responses to Научный разговор с Сергеем Гилем

  1. на сайте TED есть видео выступления Кена Робинсона с русскими субтитрами, если кому-то хочется посмотреть, а по-английски не удается все улавливать)

    http://www.ted.com/talks/lang/en/ken_robinson_says_schools_kill_creativity.html

    Элиса 28 Ноябрь 2011 на 18:12 Ответить
    • Спасибо, Элиса. Я не обратила внимания на возможность субтитров. А так просто супер!

      kidsters 28 Ноябрь 2011 на 18:34 Ответить

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО: