Это у вас мальчик или девочка?

Я подписана в Facebook на ленту журнала Time и там однажды прочла статью, она меня зацепила и я начала ее переводить. Я переводила только факты и сознательно избегала каких-то оценок — хороших или плохих. Просто описывала эту семью, которая странно подошла к вопросу пола своего ребенка.

Попутно всплыли уже другие темы — про то, как вообще маленькие дети себя воспринимают. И про то, что мальчик, например, не всегда себя чувствует мальчиком. Но это вовсе не значит, что он вырастет геем (хотя может и такое случиться). Но специально сделать ребенка кем-то, кем он себя не чувствует, — невозможно. А вот навязать «правильное» — можно. И покалечить в результате этого тоже.

Представляю, что было бы, если б подобные темы обсуждались в российских СМИ – было бы 100% осуждение, так как для россиян вообще свойственна нетерпимость к каким-либо меньшинствам и отличию от массовости. Дико удивляет, что в других странах подобные темы поднимаются, более-менее спокойно обсуждаются, проводятся научные исследования и так далее.

И вот эта статья, про маленького Сторма и его семью, она может и покажется возмутительной — но может что-то еще возникнет в голове кроме возмущений? Что «у других может быть иначе», что «детская свобода» может быть и вот такой, что относиться к детям и воспитывать их можно по-разному и так далее.

Мне еще не нравится, что детям прям с юных лет навязывают поведенческие и другие установки, связанные с полом. Если ничего не навязывать и быть мягче — в мире ведь ничего не перепутается. А вот плюсов будет больше — широта восприятия, толерантность, меньше страхов и комплексов, принятие друг друга такими какие мы есть.

Такой вот соус для лучшего пищеварения. Итак, вот заметка.

«Насколько далеко стоит заходить в предоставлении свободы выбора ребенку?

Кто-то узнает пол своего будущего ребенка, сделав УЗИ, кто-то отмахивается от вопросов «мальчик/девочка?», сохраняя интригу до самого рождения малыша. Одна канадская семья решила пойти дальше и держит в тайне пол своего ребенка до сих пор, хотя он уже появился на свет.

Согласно опросу Гэллапа, 66% американцев в возрасте от 18 до 34 лет не любят сюрпризы и предпочитают осведомляться о поле ребенка заранее. А вот Кэти Виттерик и ее муж Дэвид Стокер держат в секрете пол их 4-месячного малыша по имени Сторм. Единственные, кто знают пол, — это акушерки, друг семьи и старшие братья малыша, у которых тоже необычные имена — Джаз и Кио (одному 5 лет, другому 2 года).

После рождения малыша супруги разослали письмо друзьям, в котором о поле младенца ничего не сообщалось. Зато было сказано, что это — «своеобразный „трибьют“ свободе и выбору в современном мире ограничений, возможность представить малышу мир в ином (более прогрессивном?) свете».

Супруги уверены, что они дают своему ребенку редкостный подарок — свободу от навязанных обществом норм. Другие, однако, не разделяют этой уверенности. Некоторые волнуются, что Сторм станет предметом насмешек и издевательств, кто-то полагает, что супруги используют малыша для доказательства правильности своих идеологических теорий, третьи считают ребенка жертвой антигуманного эксперимента.

Любопытно, что и другим детям Кэти и Дэвида предоставляется полная свобода выбора. «Мы заметили, что родители постоянно принимают решения за своих детей», — говорит Дэвид, — «а это довольно беспардонно». Поэтому начиная с 18 месяцев Джаз и Кио сами принимают решения: покупать ли одежду в секции для мальчиков или девочек, отращивать ли длинные волосы или стричься.

Джаз любит розовый цвет и носит на голове косы, а в ухе — сережку-гвоздик. Его брат Кио любит фиолетовый и носит прическу до подбородка, а его любимая одежда — пижамные штаны (моя, кстати, тоже — прим. авт.). Родители не вмешиваются во вкусовые предпочтения детей, оставляя за ними возможность в любой момент все поменять. Сами родители, кстати, носят обычную одежду и прически. И вовсе не скрывают от сыновей то, что обычно считается «девочковым», а что — «мальчиковым». Мальчики сами выбирают то, что выбирают.

Осенью Джазу исполнилось достаточное количество лет, чтобы ходить в школу, но он предпочел домашнее обучение. Это, конечно, связано с его необычными предпочтениями в одежде и цветах, которые бы вряд ли оценили его сверстники, да и учителя тоже.

Джаз не любит, когда его принимают за девочку, и в случае восклицаний прохожих в духе «какая миленькая принцесса!» просит родителей разъяснить им, кто есть кто. Отец мальчика сожалеет, что Джазу приходится задумываться о своей гендерной принадлежности до того, как ему начнут задавать вопросы более значимые: о том, что он делает и каким он видит этот мир.

Культура, в которой человек воспитывается, неизбежно предписывает, что делать, как одеваться и как выглядеть. И многое крутится вокруг гендерной принадлежности, которая, вроде, возникает сама собой, но усиленно форсируется средой, в которой растет ребенок.

Мне вспоминаются два весьма показательных периода развития моего племянника. Первый: где-то в возрасте года малыш играет разными игрушками, но его любимая — маленькая розовая коляска, которую он с удовольствием катает на каждой прогулке. Второй: в возрасте двух лет малыш с моей помощью собирается на прогулку и вдруг отчаянно сопротивляется шарфу. Шарф выглядит вполне нейтрально, но малыш называет его «девочковым», сопротивляется все более отчаянно, начинает плакать и, наконец, сквозь рыдания выдает: «Что скажут люди!?». «Что скажут люди!», представляете? В два года.

Если ребенок в раннем возрасте не будет обременен вопросом, какие шарфы носить положено, а какие нет и что по этому поводу кто подумает — не сделает ли это его восприятие более чистым?

Один из читателей канадской газеты «Стар», откуда мир впервые узнал о малыше Сторме и его семье, говорит следующее: «Мир вокруг нас тысячелетиями формировался посредством социальной эволюции. Попытка отрицать эту эволюцию с помощью своего ребенка — очень эгоистичный и необдуманный поступок по отношению к нему».

На что Кэти, мать малыша, отвечает: «Не сообщая пол моего ребенка, я как бы пытаюсь сказать миру: „Пожалуйста, позвольте Сторму самому открыть себя и решить, кем ему/ей быть“».

Очень о многом еще хочется рассказать, точнее — продолжить. О том, всегда ли пол совпадает с гендером, о трансгендерности и детях, о мальчике-принцессе, странноватых экспериментах, научной статистике и трагических поворотах судьбы. Но об этом — в следующей серии.

А вот комментарий, который мы получили от Саши Романовой – психолога, педагога, специалиста Городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек:

«В целом мое мнение такое. Существует гендерные стереотипы, но вместе с тем существет гендерность как необходимая для жизни общества категория — это часть «культурного кода», через которую мы себя определяем. В каком-то смысле они связаны, одно есть продолжение другого. Но вместе с тем, на мой взгляд, их можно дифференцировать, и принимая второе, не поддаваться первому и стараться не транслировать дальше собственным детям.

Получается, что выбранная родителями стратегия препятствует социализации. Судя по описанию, почему-то маленький ребенок оказывается в некотором роде в роли бунтаря — то есть это не только его выбор одежды и прически, но и ощущение его отчужденности.

Первый вопрос — по силам ли ему это? Второй вопрос — почему это продолжается именно таким образом — невозможностью учиться в обычной школе. То ли родители не в состоянии поддержать его так, чтобы он мог отстаивать эту свою позицию среди сверстников и учителей, то ли не считают нужным.

Ну, на мой взгляд это очень странная идея о том, что вопросы типа «каким ты видишь этот мир?» должны задаваться ребенку, а также ребенком самому себе до того, как вопрос о том, к какому полу он себя причисляет. Половая идентификация — важная часть личностной. Это одна из основ, на которой вырастает представление человека о себе. И в этом смысле родители ребенка в каком-то смысле лишают его «Я»-почвы. Мы живем в мире социума, с одной стороны это условность (т.к. мы знаем, что социумы бывают разные), с другой стороны именно он дает основу индивидуальному сознанию. Соотнесение себя с существующими в данной культуре и социуме категориями и понятиями — важная часть развития «Я».

Примеры специфические! Мне, например, очень не хватает подробностей. Ходит ли ребенок в сад, какая у него мама, как она реагирует на оценки др. людей и как она оценивает ребенка, в какой форме. Сомнения возникают, во-первых, потому что гендерное самосознание по-настоящему формируется к 3-м годам. Во-вторых, потому что высказывание «что скажут люди» в 2 года очень похоже на кальку со «взрослого языка», которую ребенок просто воспроизводит, не понимает смысл».

Все фото к статье взяты с сайта thestar.com

3 Responses to Это у вас мальчик или девочка?

  1. Думаю,что бы картина была более полной – ребенку не надо было давать имя(вдруг он бы хотел, чтобы его звали по-другому),с ним нельзя разговаривать ни на каком языке(дабы он сам выбрал для себя язык,на котором хочет разговаривать) – а самое главное его родителей можно было бы лишить родительских прав(не потому что,они сделали что-то противозаконное,а чтобы ребенок сам мог выбрать себе родителей).
    Вот тогда это была бы гораздо более полная картина “свободы выбора” в данной картине мира…

    Анна 15 Июль 2011 на 21:23 Ответить
  2. хотя, может быть с деткой случилась беда. И ребетенок например, родился гермафродитом ((((((((((. Тогда это объясняет скрытность родителей, нежелание делиться подобным горем и расстеряность по поводу пола ребенка (которая маскируется под “вызов миру”)

    Анна 15 Июль 2011 на 22:04 Ответить
  3. Счастливые дети!
    в этом возрасте они имеют самое главное – безусловную поддержку родителей во всех своих проявлениях. И на такой подложке они, когда им станет важно одобрение окружающих, не входящих в круг их близких людей, они запросто, если дело будет в этом, отрежут косы и переоденутся в брючный костюм.
    а сейчас пока им ещё это не важно (что очевидно в их возрасте), они развиваются внутри семьи, где их мнение учтено и интересно. а стереотипы не важны.
    да и на самом деле, какая разница, мальчик или девочка? почему именно этот вопрос один из самых популярных, когда видят ребёнка?
    Есть какая-то разница, какой будет ответ?

    Катя 16 Июль 2011 на 15:54 Ответить

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО: